icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Бурятское время
04:56
Четверг, 18 Сентября
Рекламный баннер 990x90px top

Гора Убиенная. Крест. Стоянка Гэсэра. Селенгинский острог. Демьян Многогрешный. Могила Д. Многогрешного

08:43 07.10.2023 16+
Гора Убиенная. Крест. Стоянка Гэсэра. Селенгинский острог. Демьян Многогрешный. Могила Д. Многогрешного.

Материал группы "Моя Бурятия":

Гора – перевал возле Гусиного озера. В XVIII-XIX веках на этом перевале происходили бои между казаками и маньчжурскими захватчиками, часто случались нападения на торговые караваны, перевозившие чай. Отсюда произошло название перевала – Убиенный.

В 1991-1995 г. Республика Бурятия праздновала 1000-летие эпоса «Гэсэр». К празднику на перевале Убиенный (который с давних пор почитается, как святое место) установили «Стоянку Гэсэра».

Стоянка Гэсэра представляет собой замкнутую окружность из 33 коновязей (сэргэ), каждая из которых увешана хадаками синего цвета. Все коновязи имеют форму столба, заостренного кверху (дерево, высота 2 м, основание выкрашено в желтый цвет, верх – в зеленый). Диаметр стоянки около 15 м.

В центре стоянки расположены 3 больших столба высотой 4 м, 5 м и 6 м соответственно, диаметром около 60 см. На столбах имеются жестяные остроконечные навершия и вырезанные по дереву изображения богатырей.

Между центральными столбами и рядом с ними 5 больших валунов (2×1,5 м). На самом крупном камне красной краской нанесена молитва на тибетском языке. За столбами находится одиноко стоящее дерево, предположительно, это хозяин местности. Дерево увешано лентами, хий-морин и хадаками. За стоянкой, на восток растет небольшая сосновая роща, где деревья также увешаны хий-морин и хадаками.

Тихое Забайкалье.

Вспоминая о хождении с обозами, старики ямщики хвалили «тишину» в Забайкалье: разбоев не было, грабежи были редкостью. Зимой, когда было не очень холодно и дорога предстояла гладкая, забирались на возы и спали, сколько хотели. Иногда вынужденно оставляли возы в поле, тоже было не страшно, никто не трогал.

Но светлые воспоминания о «дорожном» спокойствии перемежались с рассказами о разбоях и разнообразных ухищренных формах грабежа. Очевидно, спокойно было только в глубине Забайкалья, в глуши, вдалеке от крупных населенных пунктов. Около городов, где всегда скапливался преступный уголовный элемент, было далеко небезопасно. Подходя к городу, ямщики соблюдали особенную бдительность. Никто не спал, ехали, не отставая один от другого.

Разбои на дорогах.

Нападение обычно совершалось только на слишком беспечных ямщиков. По многим забайкальским трактам имелись местечки, известные частыми нападениями. Обычно это были или падь между двумя хребтами, или «верхушка» горы, въезд и спуск с которой осложнялся крутыми скатами. Нередко можно было видеть кресты при дороге, поставленные на месте убийств.

Убиенный перевал.

Одно из таких «страшных мест» поджидало обозы после отдыха на берегах Гусиного озера. Именно здесь ямщикам предстояло предстояло преодолеть опасное и трудное препятствие — перевал Убиенный. Перевал был назван так потому, что здесь на свиту посла Ф. А. Головина, ехавшего в 1689 году в Нерчинск для переговоров с китайцами, напали монгольские войска. Селенгинский острог был осажден пятитысячным войском монгольского Тушэту-хана. Гарнизон острога состоял из 294 человек, вооружённых шестью пищалями и мушкетами. Командовал обороной ссыльный украинский гетман Демьян Многогрешный.

На перевале Убиенном часто грабили чайные торговые караваны. Мелкие налетчики, отщипывающие от воза увязку чая, назывались «чаерезами». Для саомообороны ямщики брали с собой топоры, но главным орудием защиты были кистени — граненые гирьки весом в два фунта. Они прикреплялись цепочкой к крепкой надежной палке. Ударом кистеня по голове можно было разбить череп, а размахивая кистенем вокруг себя, ямщик мог держать разбойника на большом от себя расстоянии.

Иногда ударом кистеня ямщики «зашибали» насмерть неловкого «чаереза». Мертвое тело отбрасывали в сторону от дороги и шли дальше. Такие трупы называли «подснежниками». Метель заносила их, и мертвецы лежали, скрытые от проезжающих до весны. Снега таяли, и трупы начинали чернеть на оголяющейся земле.

Хранители в пути.

Отправляясь с обозом, ямщики выбирали из своей среды «старшего», самого опытного и находчивого, советам и распоряжениям которого внимательно прислушивались в пути. Ямщик, отправляясь в путь, чувствовал себя пошедшим на рискованное предприятие, в дороге можно было и голову сложить.

Постоянное хождение с обозами, конечно, притупляло чувство робости, но на сердце все-таки было неспокойно, поэтому по дороге молились на встречные храмы, ставили свечи в часовенках. Иногда маленькие часовенки ставили в обозе на передней подводе. Внутри их помещали маленькое распятие, икону Божьей Матери или чтимого святого, сверху крест, а под ним маленький, но мелодичный колокольчик, величиной немного больше наперстка. Ямщики в пути относились к часовенке с благоговением и молились на нее перед выездом или приближаясь к опасному месту.

По страницам газеты «Байкал»

за 1897 год.

На почтовом тракте между Верхнеудинском и Селенгинском существующая хорошая дорога от ст. Арбузовой к Селенгинску, на 10 версте, в нынешнее лето почему то брошена, хотя на поправку ее мостиков через овраг был заготовлен лес.

Теперь дорога переведена на прежнюю чрез большую гору «Убиенную», подъем на которую составляет около версты. Работали эту дорогу 150 человек бурят целый месяц. Вообще дороги – дороги, будь это железная дорога или простая почтовая.

В Забайкалье существующие дороги ремонтом своим очень чувствительны для населения. Так, например, скажем о бурятах Селенгинского ведомства, которых около 18 000 душ; на них возложено исправление дорог и мостов по кругобайкальскому тракту на четырех станциях. Местность эта от их жительства отстоит на расстоянии от 200 до 350 верст и является для них terra incognita (неизведанная земля, неизвестная земля - ред.)

В минувшем году с 1 по 26 сентября отправлено было 2200 человек с лошадями, так что от 6 душ выставлялся человек с лошадью, наемка которых обходилась по 45 руб. в месяц. Требовалось людей еще больше, и только лишь по ходатайству бурят губернским начальством цифра была убавлена.

Вообще в 1896 г. побору на эту дорогу вышло с души до 8 руб. государственных же податей с души в год до 3 рублей. Ныне на эту дорогу опять отправлено 400 человек и лошадей.

Кроме того на этих же бурят возложено исправление дороги и мостов от Верхнеудинска по Кяхтинскому тракту на 5 станциях, требующее также немало народу; ныне ими строится новый мост вместо старого на речке Иволге и ремонтируется мост на речке Оронгое. Мосты эти были построены казною. Будем надеяться, что с окончанием железной дороги хотя часть этого бремени снимется с населения ...

В кровопролитной битве с китайцами русские одержали победу, падь была усеяна телами павших. В память об этом событии и падь, и гору над ней, и перевал были названы Убиенными. Возможно, ни до, ни после этого сражения не было столько погибших в этих местах.

_______

Демьян Многогрешный. Биография.

Происхождение будущего гетмана до конца не установлено. Согласно одним данным, он был сыном простого казака и, как «мужичий сын», не пользовался уважением у знати. Некоторые современные историки предполагают, что он происходил из шляхетского рода Игнатовичей, а Многогрешный — это его казацкое прозвище, которое закрепилось за ним в качестве фамилии. В. Горобець привёл данные о первом упоминании этого прозвища послами во время пятого раунда польско-российских переговоров о реализации пунктов Андрусовского перемирия в 1671 году. Сам гетман использовал исключительно подписи «Демьян Игнатович», «Демко Игнатович», реже «Дамиан Игнатов».

Участвовал в казацко-крестьянском восстании 1648—1654 годов. В 1649 году записан в реестр как войсковой есаул. При гетмане Левобережной Украины Иване Брюховецком был полковником черниговским (1665—1668). В 1668 году Многогрешный, как противник Андрусовского перемирия, участвовал в антимосковском восстании, которое возглавил Иван Брюховецкий. Затем стал одним из первых полковников, которые перешли на сторону гетмана Правобережной Украины Петра Дорошенко, предлагая ему объединить под своей властью всю Украину. Когда в 1668 году Пётр Дорошенко стал гетманом обоих берегов Днепра, он назначил наказным гетманом на Левобережной Украине черниговского полковника Демьяна Многогрешного, а сам вернулся в свою столицу Чигирин. Видя наступление московской армии во главе с князем Григорием Ромодановским на Северские земли и под давлением промосковски настроенной части старшины и духовенства (особенно Черниговского архиепископа Лазаря Барановича), Многогрешный вступил в переговоры с царскими послами.

17 декабря 1668 года «наказной гетман Северский» Демьян Многогрешный был избран гетманом всей Левобережной Украины на казацкой раде в Новгороде-Северском и от имени всей старшины принёс присягу царю Алексею Михайловичу. 3 марта 1669 года, уже в Глухове, генеральная рада вновь избрала его гетманом, и вскоре после присяги он заключил с царём Алексеем Михайловичем Глуховские статьи, единственный документ, который после смерти Богдана Хмельницкого обеспечивал реальную автономию Левобережной Украины в составе Российского государства. Со своей стороны пытался не вступать в открытую конфронтацию с гетманом Правобережной Украины Петром Дорошенко, принявшим турецкий вассалитет.

По доносу группы старшин, обвиненный в связях с Турцией, в ночь с 12 на 13 марта 1672 года Многогрешный был низложен казацкой старшиной в Батурине и выдан царским представителям. Вскоре в Москве приговорён к смертной казни, заменённой пожизненной ссылкой, и вместе со своим соратником, полковником Матвеем Гвинтовкой, сослан в Сибирь, где отбывал заключение в Иркутской тюрьме до 1682. Затем нес «городовую и уездную службу», удостоился звания «иркутского боярского сына» с назначением денежного и хлебного окладов. По протесту нового гетмана Самойловича в 1684 был отправлен в Селенгинский острог, после смещения Самойловича в 1687 освобожден.

В качестве командира конного отряда участвовал в частых боях и рейдах с монголами. В 1688 году руководил успешной обороной Селенгинского острога от монгольских войск Тушэту-хана Чихуньдоржа, союзника цинского Китая. В следующем году принимал участие в переговорах с цинским Китаем, завершившимися подписанием Нерчинского договора. В 1690 — 1694 годах он занимал должность приказчика Селенгинского острога. В 1696 или 1701 году постригся в монахи.

Демьян Многогрешный умер в Селенгинске в 1703 году. Согласно другой версии, умер в Иркутске,в одном из монастырей. Похоронен на кладбище Старого Селенгинска. Могила утеряна. Известно, что надгробная плита с его могилы была вмонтирована в пол селенгинского Спасского собора.



5062

Оставить сообщение: